Правила приема
в государственное автономное образовательное учреждение
начального профессионального образования ПЛ № 52 имени М. А. Ферина
на 2012 год

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящие Правила регламентируют прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом (далее вместе - граждане, лица, поступающие), в имеющее государственную аккредитацию государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования ПЛ № 52 имени М. А. Ферина (далее - Лицей) для обучения по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования за счет средств бюджета Республики Башкортостан,  а также по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами (далее - договор с оплатой стоимости обучения).
Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в Лицей осуществляется по прямым договорам, заключаемым органами управления образованием, образовательными учреждениями, ассоциациями, другими юридическими, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Прием иностранных граждан в образовательные учреждения для обучения по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и международными договорами Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета, а также по договорам с оплатой стоимости обучения.

1.2 Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 521  «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования», приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2009 г. №3 «Об утверждении Порядка приема граждан в государственные образовательные учреждения начального профессионального образования», приказом Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2009 г. № 657 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2009 г. № 3 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального профессионального образования», Уставом Лицея, приказом Министерства образования РБ  от 15 января 2009 г. №4 «Об утверждении правил приема граждан в государственные образовательные учреждения начального профессионального образования Республики Башкортостан».

1.3. Прием в Лицей для обучения по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее и (или) среднее (полное) общее образование.

1.4. Граждане имеют право получить начальное профессиональное образование на общедоступной и бесплатной основе в Лицей, если образование данного уровня получают впервые.

1.5. Объем и структура приема в Лицей лиц для обучения по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования за счет средств бюджета Республики Башкортостан определяются в соответствии с контрольными цифрами приема, устанавливаемыми ежегодно Министерством образования Республики Башкортостан.

1.6. В Лицей для получения профессиональной подготовки могут быть приняты лица, не имеющие основного общего образования.
В этом случае объем общеобразовательной подготовки поступающих на обучение должен быть признан приемной комиссией достаточным для освоения выбранной профессии.

1.7. Сроки обучения устанавливаются федеральным государственным стандартом начального профессионального образования по профессии и зависят от типа и формы получения образования:

1.8. Возможность ускоренного освоения программ начального профессионального образования как в целом по профессии, так и по отдельным блокам, модулям, предметам, курсам и ступеням обучения, в том числе обучение по индивидуальному учебному плану, регламентируется уставом Лицея.

II. Организация приема граждан

2.1. Организация приема граждан для обучения по освоению основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования осуществляется приемной комиссией Лицея (далее - приемная комиссия).
Председатель приемной комиссии назначается директором Лицея.

2.2. Порядок формирования, состав, полномочия и деятельность приемной комиссии регламентируется положением, утверждаемым директором Лицея.

2.3. Работу приемной комиссии и делопроизводство, а также личный прием поступающих и их родителей (законных представителей) организует ответственный секретарь, который назначается директором Лицея.

2.4. При приеме в Лицей  директор Лицея обеспечивает соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, гласность и открытость работы приемной комиссии.

2.5. Приемная комиссия обязана осуществлять контроль за достоверностью сведений в документах, представляемых поступающими.

III. Организация информирования поступающих

3.1. Лицей объявляет прием граждан для обучения по основным профессиональным образовательным программам на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности 02 № 001635 от 05.07.2011 года.

3.2. До начала приема документов приемная комиссия объявляет:

3.2.1. Не позднее 1 февраля текущего года:

3.2.2. Не позднее 1 июня текущего года:

3.3. С целью ознакомления поступающего и его родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации по каждой из профессий, дающим право на выдачу документа государственного образца о начальном профессиональном образовании, основными профессиональными образовательными программами, реализуемыми Лицеем, а также информацией, упомянутой в пункте 3.3. настоящих Правил, информацией о месторасположении, графике (режиме) работы, номерах телефонов, адресе Интернет-сайта и электронной почты Лицея, образец договора для обучения на договорной основе, другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии, указанные документы размещены на официальном сайте Лицея (www.pu52.ru) и на информационном стенде приемной комиссии.

3.4. Указанная информация, а также информация о процедуре предоставления образовательной услуги предоставляется гражданам также с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, Интернет-ресурсов, средств массовой информации, информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), сообщается при личном или письменном обращении граждан.
При размещении информации в средствах массовой информации Лицей осуществляет отбор средств радио- и телевещания, периодических изданий путем проведения маркетинговых исследований, социологических замеров, изучения рейтингов средств массовой информации, определяющих лидеров публикаций.

3.5. В период приема документов приемная комиссия ежедневно размещает на своем информационном стенде сведения о количестве поданных заявлений по каждой профессии, организует функционирование специальных телефонных линий.

3.6. В случае внесения изменения в предоставляемую услугу Лицей предоставляет гражданам соответствующую информацию о внесенном изменении с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, Интернет-ресурсов, средств массовой информации, информационных материалов.

IV. Прием документов от поступающих

4.1. Прием в Лицей по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования проводится по личному заявлению граждан с указанием профессии, формы получения образования.
Прием заявлений осуществляется до 30 августа (до полного комплектования групп), а при наличии свободных мест прием документов продлевается до 25 декабря текущего года.
При количестве заявлений, превышающем контрольные цифры приема, Лицей производит отбор поступающих на обучение из числа наиболее подготовленных с учетом представленных документов об образовании.

4.2. Работа приемной комиссии начинается с 15 мая и завершается после окончания приема обучающихся.

4.3. При подаче заявления о приеме в на основную профессиональную образовательную программу начального профессионального образования поступающий предъявляет следующие документы:

Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

4.4. Прием на обучение проводится с учетом перечня медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению по конкретным профессиям. Медицинский отбор лиц, поступающих на обучение в Лицей, проводится на основании справок медицинских учреждений установленного образца с заключением врача о профессиональной пригодности.

4.5. Лицей обеспечивает обязательный прием на обучение лиц из числа военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы и направленных территориальными службами занятости и воинскими формированиями с целью их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям.

4.6. Заявление о приеме, а также необходимые документы могут быть представлены поступающим лично, либо направлены через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Уведомление и заверенная опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего.
При направлении документов через операторов почтовой связи общего пользования поступающий к заявлению о приеме прилагает ксерокопии документов, удостоверяющих его личность, заверенные в установленном порядке ксерокопии документов государственного образца об образовании, а также иные документы, предусмотренные настоящими Правилами.
Дата отправления документов должна быть не позже даты последнего дня приема документов.
При личном представлении оригинала документов поступающим допускается заверение их ксерокопии образовательным учреждением.

4.8. Взимание платы с поступающих при подаче документов, а также требование от поступающих предоставления оригиналов документа государственного образца об образовании или предоставления иных документов, не предусмотренных настоящими Правилами, запрещается.

4.9. Основания для отказа в обучении при подаче заявления о приеме в Лицей:

4.10. В заявлении поступающим фиксируется факт ознакомления с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности образовательного учреждения и свидетельством о государственной аккредитации Лицея с приложениями по избранной для поступления профессии и заверяется личной подписью поступающего. В том же порядке за личной подписью поступающего фиксируется также следующее:

4.11. Поступающему при личном предоставлении документов выдается расписка о приеме документов.

4.12. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы.

4.13. Поступающие, представившие в приемную комиссию образовательного учреждения заведомо подложные документы, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

V. Зачисление в Лицей

5.1. Поступающий представляет оригиналы документов государственного образца об образовании по 30 августа 2012 года.

5.2. По истечении сроков представления оригиналов документов государственного образца об образовании директором Лицея на первое сентября текущего года издается приказ о зачислении лиц, рекомендованных приемной комиссией к зачислению и представивших оригиналы соответствующих документов. Приложением к приказу о зачислении является пофамильный перечень указанных лиц. Приказ с приложением размещается на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте Лицея.

5.3. Зачисление в Лицей при наличии свободных мест по согласованию с Министерством образования Республики Башкортостан может осуществляться до 31 декабря текущего года.

5.4. По письменному заявлению поступающих оригиналы документов государственного образца об образовании и другие документы, представленные поступающим, должны возвращаться Лицеем в течение следующего рабочего дня после подачи заявления. За задержку, а также за несвоевременную выдачу оригинала документа государственного образца об образовании директор, а также ответственный секретарь приемной комиссии несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

VI. Оплата обучения

            6.1. Подготовка рабочих кадров по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования на основании задания учредителя оказываются потребителям бесплатных услуг (п.1.1) на безвозмездной основе, за счет бюджетных средств.
            6.2. Лицей может осуществлять платную образовательную деятельность в соответствии с Положением о платных образовательных услугах ГАОУ НПО ПЛ № 52. Стоимость оказываемых образовательных услуг указывается в договоре и определяется по соглашению между Лицеем и потребителем.

 

 

ПРИЕМ

  1. Объем приема в 2012 году – 225 человек
  2. Перечень профессий, на которые объявляется прием в 2012 году:
Профессия НПО Базовое образование Срок обучения
1 Токарь - универсал 9 классов* 10 месяцев
2 Слесарь 9 классов* 10 месяцев
3 Станочник (металлообработка) 11 классов 10 месяцев
4 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)  11 классов 10 месяцев
5 Наладчик станков и оборудования в металлообработке 11 классов 1 год 10 месяцев
6 Повар, кондитер 9 классов*,11 классов 10 месяцев

* - обучающиеся с базовым образованием 9 классов получают полное среднее образование в вечерней школе.

    3. Количество мест для приема по каждой профессии:

 

Профессия НПО Профессия ОК (квалификации) Прием, чел. Обучаются 2011-2012 учебный год
1 Токарь - универсал Токарь 25 26
Токарь-карусельщик
Токарь-расточник
Токарь-револьверщик
2 Слесарь Слесарь-инструментальщик 25 24
Слесарь механосборочных работ
Слесарь-ремонтник
3 Станочник (металлообработка) Станочник широкого профиля 50 51
Оператор станков с программным управлением
4 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Газосварщик 25 28
Электрогазосварщик
Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
Электросварщик ручной сварки
Газорезчик
5 Наладчик станков и оборудования в металлообработке   25 -
6 Повар, кондитер Повар, кондитер 75 136


    4. Наличие общежития – общежития Лицей не имеет.
 

О профессиях
 

 Слесарь механосборочных работ

Содержание деятельности: слесарь механосборочных работ - основное действующее лицо при создании готового изделия. Он осуществляет сборку машин и механизмов из деталей, полученных из других цехов предприятия или с других предприятий. Чтобы собрать готовый механизм, надо сначала изучить чертеж, подготовить детали, затем собрать отдельные узлы, отрегулировать, то есть проверить правильность взаимодействия собранных деталей и узлов, и, наконец, провести испытание собранного изделия. Иногда подготовка деталей требует подгонки их размеров до необходимых. Слесарю-сборщику приходится при помощи специальных слесарных инструментов осуществлять доводку деталей. Подгонка деталей требует от слесаря знаний свойств металлов и сплавов, а также владения всеми видами слесарных работ, связанных с обработкой детали. Соединение деталей в узлы и в дальнейшем в конструкции происходит путем запрессовки, пайки, сварки, а также с помощью болтов, шпонок, резьбы, заклепок и других способов крепления в зависимости от собираемого механизма. Например, при сборке авиационного двигателя слесарю необходимо пользоваться отвертками, напильниками, шаберами и другими инструментами. В большинстве производств значительная часть сборочных работ совершается автоматизированным образом. Слесари высокого разряда делают статическую и динамическую регулировку сложных деталей и узлов, производят расчет зубчатых сцеплений, выявляют и устраняют дефекты сборки, участвуют в составлении паспорта на собираемые и испытываемые изделия.
Условия труда: как правило, сборка изделий и механизмов производится в помещении. Освещенность, наличие шума и других помех, конкретные условия сборки (проводится ли она на отдельном рабочем месте, на конвейере, на специальных креплениях) - зависит от вида производства (размера собираемых механизмов, их уникальности или поточности и др.)
Интересы: техника, металлообработка, работа с техникой.
Области применения: производственные предприятия, заводы, слесарные, ремонтные мастерские.
Общение в труде: слесари-сборщики часто работают бригадами и пользуются помощью специалистов других профилей. Поэтому им необходимо умение работать в команде, развитое чувство ответственности не только за свой участок работы, но и за работу всей бригады в целом.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Физическая сила. Хорошая мышечная чувствительность, подвижность кистей и пальцев рук, координация. Хороший линейный и объемный глазомер. Способность к концентрации внимания. Хорошая образная память. Развитое техническое и наглядно-действенное мышление, пространственное воображение (умение мысленно манипулировать объектами, способность представлять их в различных проекциях). Требуется подготовка в области технологии металлов, знание принципов работы машин, механизмов, станков. Требуется владение контрольно-измерительными инструментами, владение навыками обработки металлов, их разметки, термообработки.
Родственные профессии: слесарь-монтажник, слесарь-ремонтник...
Медицинские ограничения: заболевания сердца, суставов, легких и дыхательных путей, болезни опорно-двигательного аппарата, кожи, дефекты зрения и слуха (низкая острота зрения, неустойчивость ясного видения и т.п.), аллергия на масла, эмульсии и т.п. Нервно-психические заболевания
Востребованность специалистов: высокая.
Перспективы профессионального роста: повышение разряда, заработной платы, сложности выполняемых работ. Административный рост. Повышение квалификации (техникум, институт). Расширение профессиональных перспектив за счет увеличения видов выполняемых работ. Переквалификация по родственным профессиям.

Сварщик

Содержание деятельности: электрогазосварщик соединяет (сваривает) элементы металлоконструкций, трубопроводы, детали машин и механизмов с помощью сварочного аппарата. Собирает заготовки (узлы) конструкций, осуществляет их транспортировку в пределех рабочего места, налаживает сварочное оборудование, устанавливает требуемый режим сварки, осуществляет зрительный контроль швов. Предупреждает возникновение напряжений и деформаций в изделии. Основным орудием труда ручной сварки является электрод. В процессе деятельности электросварщик выполняет поступательные и колебательные перемещения электрода, регулирует температуру, длину дуги и образование шва. Для сварки тонкого металла, цветных металлов, их сплавов и чугуна используется газовая горелка, в которой происходит смещение горючего газа с кислородом и образование пламени.
Газосварщик, кроме сварки, выполняет работы по резке деталей различной длины и по различным контурам, осуществляет наплавку, пайку и подогрев металла.
Условия труда: работает как в помещении, так и на открытом воздухе. Возможно выполнение работ на высоте и в очень неудобных и опасных позах. Большая нагрузка на опорно-двигательный и зрительный аппарат. Для защиты от тепловых и световых излучений использует спецодежду и маску (щиток), имеющую защитные светофильтры. Режим работы в основном двухсменный. Темп работы свободный. Профессия имеет 1-6 разряды.
Интересы: техника, металлообработка, строительство.
Области применения: производственные предприятия, заводы, лаборатории по разработке и испытанию новых производственных образцов, строительство...

Общение в труде: труд сварщика в основном ручной, выполняется индивидуально, при минимальном деловом общении. Могут работать в бригадах, взаимодействуя со специалистами других профилей. В этом случае им необходимо умение работать в команде, развитое чувство ответственности за работу бригады в целом, а также за качественное выполнение всей работы, производимой разными специалистами.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии:
Физическая сила и выносливость. Острота зрения и цветовосприятия. Гибкость, подвижность рук, ног и всего тела. Развитый вестибулярный аппарат. Умение длительно сосредотачивать внимание. Хорошая зрительно-моторная координация. Пространственное воображение и техническое мышление. Аккуратность. Уравновешенность.
Сварщик должен знать металловедение, физические и химические свойства черных и цветных металлов, способы их соединения в зависимости от размеров деталей, устройство, принципы и режимы работы сварочных аппаратов, свойства электродов и способы их подбора для различных марок свариваемых металлов.
Должен уметь правильно выбирать нужный режим сварки, выполнять сварку различными способами и в различных пространственных положениях, сваривать детали различных конфигураций и размеров, заваривать раковины и другие дефекты в узлах и обшивках, производить наплавку изношенных деталей.
Родственные профессии: электросварщик ручной сварки, газосварщик, газорезчик, сталевар, горновой, гальваник, кузнец, арматурщик...
Медицинские ограничения: сердечно-сосудистые заболевания. Заболевания дыхательных органов. Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата (радикулит, остеохондроз...). Психические недуги и расстройства нервной системы. Раздражительность. Аллергические заболевания. Выраженные дефекты зрения и слуха.
Востребованность специалистов: высокая.
Перспективы профессионального роста: повышение разряда, заработной платы, сложности выполняемых работ. Административный рост. Повышение квалификации (техникум, институт). Расширение профессиональных перспектив за счет увеличения видов выполняемых работ. Переквалификация по родственным профессиям. Квалификация сварщика определяется по разрядам от 2 до 6.

Токарь

Содержание деятельности: профессия токаря - самая распространенная в машиностроении. Токарная обработка - разновидность изготовления деталей резанием, осуществляемом на токарных станках при взаимодействии вращающейся заготовки и поступательно движущегося режущего инструмента. Поэтому продуктом труда токаря являются детали, имеющие форму тел вращения: цилиндры, конусы, детали сложной фасонной поверхности, детали с отверстиями, канавками, внутренней и наружной резьбой. Детали могут быть малых размеров - от нескольких мм и огромными, многотонными. Токарь-универсал работает на универсальном токарно-винторезном станке, позволяющем выполнять все виды токарных обработок. Помимо станка токарь использует различные инструменты: режущие - резцы, плашки, метчики, сверла, контрольно-измерительные - штангенциркули, микрометры, калибры и др.; приспособления для крепления резца и заготовки.
Токарь начинает работу с получения задания, чтения чертежа, расчетов. Он подбирает инструмент, устанавливает заготовку на станке, настраивает станок на выбранный режим резания и проводит обработку. Готовую деталь проверяет по размерам и чистоте поверхности. Станок имеет ручной и автоматический режим. В первом случае от токаря требуются точно координированные движения рук при управлении режущим инструментом. После окончания работы он проводит измерения: соответствует ли деталь установленным размерам. В связи с разнообразием токарных станков появились такие разновидности профессии токаря, как токарь-расточник, токарь-карусельщик, токарь-револьверщик.
Условия труда: Токарь работает в помещении на постоянном рабочем месте, при хорошем освещении. При точении глаза токаря защищаются от стружки очками или экраном станка. Работа - сменная, заработная плата зависит от выработки и квалификации. Рабочее положение - стоя. Физическая нагрузка - средняя.
Интересы: Работа с техникой, инструментами и чертежами, обработка материалов.
Области применения: Заводы. Предприятия по изготовлению металлоконструкций, деталей.
Общение в труде: Не стоит на первом плане, имеет узкопрофессиональный характер. Деятельность носит индивидуальный характер.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии:
хорошее физическое здоровье, устойчивость внимания, хороший глазомер, наблюдательность, быстрая реакция, высокая координация и точность движений рук. Ответственность. Аккуратность. Умение планировать свою деятельность. Токарю важно развить в себе техническое мышление, пространственное воображение, творческое отношение к делу. Квалифицированный токарь знает основы технологии, металловедения, систему допусков и посадок, понимает принцип работы станка и умеет его наладить, знает причины брака.

Родственные профессии: все станочные профессии.
Медицинские ограничения: дефекты зрения - астигматизм, острота зрения ниже 0,5; повышенная кожная чувствительность, хронические заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, ЦНС, головокружения, эпилепсия.
Востребованность специалистов: высокая.
Перспективы профессионального роста: повышение разряда. Повышение профессионализма, автоматизма выполняемых операций. Разработка способов технологических решений по усовершенствованию приемов работы на станке. Усложнение вида работ.
Квалификация токаря определяется по разрядам от 2 до 6.

Оператор станков с программным управлением

Содержание деятельности: Современный уровень развития производства характеризуется высокой степенью автоматизации производственных процессов. Одним из основных средств автоматизации являются станки с числовым программным управлением (ЧПУ). По заданной программе станок выполняет нужную последовательность операций, а обслуживает этот станок оператор. Применение станков с ЧПУ обеспечивает высокую степень автоматизации обработки изделий, улучшает их качество, точность, повышает культуру производства. Оператор станков с ЧПУ (сверлильных, токарных, фрезерных и расточных) выполняет следующие основные функции: непосредственное обслуживание станка (подготовку и уборку рабочего места, установку и съем детали, уход за станком); производство контрольно-измерительных операций (осмотр заготовки детали и режущего инструмента, измерение, контроль размеров обработанных деталей); наладку станка на новую партию деталей (подготовку и установку рабочих органов станка, режущего инструмента и приспособлений для обработки деталей).
Условия труда:  Работа оператора исключает тяжелый физический труд. Она выполняется в помещении, на постоянном, хорошо освещенном рабочем месте. Во время наблюдения за работой станка оператор может находиться в положении сидя.
Интересы: Работа с техникой, инструментами и чертежами, обработка материалов.
Области применения: Работают операторы станков с ЧПУ на различных машиностроительных предприятиях.
Общение в труде: деятельность носит индивидуальный характер.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Оператор станков с ЧПУ должен обладать хорошими пространственными представлениями (для чтения чертежей, установки режимов работы), точным глазомером (для установки детали, для правильной ручной подачи сверла), памятью на числа, формы и пространственные расположения (для запоминания расположения кнопок, тумблеров на пульте и пр.). Для него важны такие качества, как аккуратность и тщательность (при измерениях), координация движений рук (при закреплении и снятии деталей) и т.п. Должен знать устройство станков с ПУ; принципы их работы, основы резания металлов, правила эксплуатации станков, систему допусков и посадок, элементы программирования, правила технических измерений.
Родственные профессии: наладчик станков с программным управлением, оператор автоматических и полуавтоматических линий, станков и установок.
Медицинские ограничения: нарушение функций опорно-двигательного аппарата, плохое зрение, нарушение координации движений.
Востребованность специалистов: высокая.
Перспективы профессионального роста: повышение разряда, заработной платы, сложности выполняемых работ. Административный рост. Повышение квалификации (техникум, институт). Расширение профессиональных перспектив за счет увеличения видов выполняемых работ. Переквалификация по родственным профессиям.
Квалификация оператора определяется по разрядам от 2 до 6.

Станочник широкого профиля

Содержание деятельности: Станочник широкого профиля обрабатывает детали из металла и других материалов на токарных, шлифовальных, фрезерных, сверлильных станках. Перед обработкой детали станочник изучает чертеж или технологическую карту, подбирает инструменты, производит необходимые расчеты, выбирает режим резания, осуществляет рабочие операции (установку детали на станок, закрепление, механическую обработку, сверление, рассверление, развертывание, зенковку отверстий, нарезание резьбы; фрезерование плоскостей, торцов, паза, и т.д.), выполняет контрольно-измерительные операции.
Условия труда: станочник работает в помещении на постоянном рабочем месте, при хорошем освещении. При работе глаза защищаются от стружки очками или экраном станка. Работа - сменная, заработная плата зависит от выработки и квалификации. Рабочее положение - стоя. Физическая нагрузка - средняя.
Интересы: Работа с техникой, инструментами и чертежами, обработка материалов.
Области применения: Работает на заводах, металлообрабатывающих предприятиях и в ремонтных мастерских.
Общение в труде: деятельность носит индивидуальный характер.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: для деятельности необходимы физическая сила, нормальная острота зрения и слуха, точное цветоразличение, тонкая осязательная чувствительность, точный линейный и объемный глазомер, точная зрительно-двигательная координация (на уровне движений обеих рук), хорошее пространственное воображение и наглядно-образное мышление. Станочник  должен знать устройство станков, принципы их работы, основы резания металлов, правила эксплуатации станков, систему допусков и посадок, основы материаловедения, электротехники, технической механики, технических измерений; устройство, правила наладки станков и проверки их на точность, устройство и правила использования измерительных инструментов, технологию термообработки, заточки, доводки инструмента; принципы калибрования профилей деталей, классы точности и чистоты обработки.
Родственные профессии: заточник, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, строгальщик, токарь-универсал.
Медицинские ограничения: заболевания костно-мышечного аппарата, препятствующие ручной работе, плохое зрение, деформация пальцев рук, плоскостопие, повышенная раздражительность кожи и кожные заболевания, головокружение и эпилепсия, бронхиальная астма.
Востребованность специалистов: высокая.
Перспективы профессионального роста: повышение разряда, заработной платы, сложности выполняемых работ. Административный рост. Повышение квалификации (техникум, институт). Расширение профессиональных перспектив за счет увеличения видов выполняемых работ. Переквалификация по родственным профессиям. Квалификация станочника широкого профиля определяется по разрядам от 2 до 6.

Наладчик станков с программным управлением

Содержание деятельности: Наладчик станков с программным управлением работает на предприятиях различных отраслей. Осуществляет наладку и регулировку различных станков, автоматических, полуавтоматических и механизированных линий, многоузловых машин, автоматов, центробежных скоростных сепараторов и других машин.
Проверяет состояние и правильность взаимодействия узлов станков и оборудования, предупреждает и устраняет неисправности в их работе. При необходимости заменяет детали и прокладки. Производит монтаж, балансировку и опробывание оборудования. Регулирует узлы и механизмы в процессе работы.
Участвует в ремонте, испытании и сдаче в эксплуатацию оборудования под рабочей нагрузкой. Меняет детали и узлы оборудования, сшивает и надевает ремни. Соединяет отдельные детали. Должен знать: Черчение. Материаловедение. Оборудование и технологию производства. Основные технические условия и требования ГОСТов на различные материалы, назначения и области применения материалов, станков, оборудования и приборов
Условия труда: В помещении. В производственном цехе. Линии, изготавливающие сырье и элементы конструкций для строительства, могут находится рядом со строящимся объектом (например, производство бетона). Тогда оператор работает на открытом воздухе.
Интересы: Техника. Обработка материалов. Контроль и сопоставление знаковой информации.
Области применения:  Производственные предприятия, заводы, лаборатории по разработке и испытанию новых производственных образцов...
Общение в труде: Наладчики могут работать индивидуально и в бригадах. Работая в бригаде, взаимодействуют со специалистами других профилей. В этом случае им необходимо умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями других работников, развитое чувство ответственности за работу бригады в целом, а также за качественное выполнение всей работы, производимой разными специалистами. Если работа посменная, наладчику необходимо умение договариваться.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Очень высокий уровень технической грамотности и сообразительности. Хорошая зрительная память. Умение рассуждать, логично и гибко мыслить. Легкость перехода от одного варианта решения задачи к другому. Распределение и устойчивость внимания. Точность. Аккуратность. Уравновешенность. Быстрота реакции. Хороший слух и зрение. Развитая мелкая моторика рук (ручная ловкость и координация движений). Склонность к планированию, самоорганизации. Прогностические способности. Умение сохранять самообладание в критических ситуациях.
Родственные профессии: контролер ОТК, станочник широкого профиля (фрезеровщик, токарь...)
Медицинские ограничения: Нервно-психические заболевания. Хронические соматические заболевания, влияющие на концентрированность внимания и накладывающие ограничения на продолжительность рабочего дня. В некоторых производствах особые требования: противопоказанием являются аллергические реакции организма на химические препараты. Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Плохое зрение и слух.
Востребованность специалистов: высокая.
Перспективы профессионального роста: Повышение сложности работ. Повышение разряда. Рост заработной платы. Карьера: наладчик - старший наладчик (контролирует работу наладчиков и одновременно нескольких станков и автоматизированных линий) - начальник цеха или лаборатории (после получения образования).
Возможность переквалификации: повышение образовательного уровня в технических колледжах и институтах. Переобучение на родственные (по отрасли) профессии

Контролер

Содержание деятельности: Контролеры необходимы на каждом производстве. Контролер не производит продукцию, но он должен быть экспертом, оценивающим ее качество. Основное в работе контролера - это сличение изделия с образцом и проверка точности всех технических характеристик продукци. Это сличение контролер осуществляет "на глаз" и при помощи специальных измерительных и оценивающих приборов. Часто приходится сочетать оба способа. Задача контролера - не только найти брак, но и установить причину его возникновения. Должен уметь: Читать чертежи. Пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментами. Оценивать качество изделия по нескольким параметрам (размер, вес, гладкость и др.). Проводить химический анализ материалов.
Условия труда:  Могут работать в отдельных помещениях, примыкающих к производству. В распоряжении контролера есть специально оснащенное рабочее место, укомплектованное необходимыми приборами. Также могут работать непосредственно в производственном цехе или на стройке, если тестируемое изделие и конструкции невозможно перемещать. В это случае контролер пользуется компактным набором инструментов.
Интересы: Техника, обработка материалов.
Области применения: Производственные, ремонтные и монтажные предприятия. Предприятия, ориентированные на усовершенствование старых образцов продукции.
Общение в труде: Очень сложное. Контролер должен быть одновременно требовательным и доброжелательным. Он должен быть совершенно уверен в своем решении о качестве продукции. Необходим авторитет для улаживания конфликтов.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии:
Острота слуха и зрения. Устойчивость ясного видения. Хорошее цветоразличение и осязание. Точный линейный и объемный глазомер. Способность к концентрации и распределению внимания. Хорошая механическая оперативная и долговременная память. Выраженный технический интеллект. Наблюдательность. Ответственность. Аккуратность. Пунктуальность.
Родственные профессии: эксперт, лаборант, технолог...
Медицинские ограничения: Сердечно-сосудистые заболевания. Заболевания дыхательных органов. Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Психические недуги и расстройства нервной системы. Раздражительность. Аллергические заболевания (аллергия на запахи масел, эмульсий, химические растворы...). Выраженные дефекты зрения и слуха. Болезни кожи.
Востребованность специалистов: зависит от конкретной отрасли.
Перспективы профессионального роста: Повышение сложности работ. Повышение разряда. Специалист должен быть профессионалом высокого класса, чтобы он мог оценивать работу других.
Квалификация контролера определяется по разрядам от 2 до 6.

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Содержание деятельности: Осуществляет разборку, ремонт, сборку и наладку, техническое обслуживание электродвигателей, генераторов, Участвует в создании и ремонте воздушных линий электропередачи и контактной сети, осветительных установок. Профессия разделяется более чем на 30 специальностей, которые отражают специфику конкретных областей и видов производства. В труде сочетаются физические и умственные операции различной сложности: от промывки деталей, чистки контактов, опиловки под размер (2-3 разряды) до составления чертежей и эскизов, диагностики и устранения неисправностей в механических и электрических схемах аппаратов, устройств и т.п. (4-5 разряды).
Условия труда: Могут быть различными в зависимости от монтируемого объекта. Работает в помещении или на открытом воздухе, индивидуально или в составе бригады. Использует ручные и механизированные орудия труда. Если это строительство, то монтаж и установка электросистем будут производиться на открытом воздухе или в недостроенном помещении. Если производится монтаж промышленного оборудования, тогда специалист работает в цехе или лаборатории производства. Если речь идет о сборке двигателей судов, самолетов и других объектов машиностроения, тогда сборка происходит рядом с аэродромом, портом или тем местом, где будут производится испытания.
Интересы: Техника, металлообработка, работа с техникой, инструментами и чертежами.
Области применения: Производственные предприятия, заводы, лаборатории по разработке и испытанию новых производственных образцов, строительство.
Общение в труде: В случае работы в бригаде необходимо умение работать в команде, развитое чувство ответственности за работу бригады в целом, а также за качественное выполнение всей работы, производимой разными специалистами.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии:
Хорошее зрение и цветоразличение. Развитое чувство равновесия. Физическая выносливость. Гибкость и координация движений кистей и пальцев рук. Высокий уровень развития образного и наглядно-действенного мышления. Должен знать: правила техники безопасности. Технические параметры, устройство, принципы действия обслуживаемых датчиков, приборов, систем. Виды и причины их повреждений. Методы обнаружения неисправностей и правила ремонта. Правила технической эксплуатации оборудования. Должен уметь: делать измерения. Налаживать, ремонтировать, устанавливать и обслуживать аппаратуру.
Родственные профессии: слесарь-сборщик, слесарь-ремонтник, радиомонтажник, электромонтажник, слесарь по электрооборудованию, мастер по наладке и ремонту телевизоров, электрик, производственный мастер на электротехническом предприятии, в учебном учреждении...
Медицинские ограничения: Заболевания опорно-двигательного аппарата. Для отдельных специальностей - болезни сердца, легких, сосудов, глаз, нервной системы. В зависимости от условий и тяжести труда по ряду специальностей допустимы обучение и труд при наличии некоторых сердечных заболеваний (без расстройства кровообращения), гипертонической болезни первой и второй степени, близорукости малой и средней степени.
Востребованность специалистов: высокая.
Перспективы профессионального роста: Повышение сложности работ. Повышение разряда. Рост заработной платы. Административный рост: электромонтер - старший электромонтер - бригадир - техник... Возможность переквалификации: повышение образовательного уровня в технических колледжах и институтах. Переобучение на родственные профессии. Организация частного бизнеса - мастерской по ремонту электро-, радио и другой аппаратуры, в том числе в условиях надомного труда.
Квалификация электромонтера определяется по разрядам от 2 до 6.

Повар, кондитер

Повар

Содержание деятельности:  Производит расчет требуемого сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты. Контролирует поступившее сырье и полуфабрикаты на их соответствие заявкам и накладным документам по объему, качеству и ассортименту. Оформляет акты на недостачу веса, бой, брак, некондиционные родукты. При приготовлении блюд (изделий) выполняет операции: процеживание, замешивание, измельчение, формовка, фарширование, начинка изделий. Регулирует температурный режим. Определяет готовность блюд и изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу. Производит художественное оформление блюд. Осуществляет пуск, остановку, разборку, чистку, промывку используемого оборудования, своевременно определяет его неисправность. Ведет учет расходуемого сырья, товарную отчетность. В больших организациях общепита некоторые из указанных функций выполняются товароведами и другими специалистами. Повара 2-4 разряда осуществляют в основном подготовительные операции (переборку, мойку, очистку, дочистку после машинной чистки, нарезку, нарубку сырьевых пробуктов, их подноску к месту изготовления готовой продукции). Повара 5-6 разрядов специализируются на приготовлении заказных и фирменных блюд, блюд национальной и иностранной кухонь, приготовлении изделий и блюд для выставок-продаж.
Условия работы: Работает в помещении с повышенным содержанием паров и температурой. Работает в 1-2 смены. Рабочая поза - положение "стоя".
Интересы: Производство. Питание. Предпринимательская деятельность.
Области применения:  Предприятия общепита. Условия работы: Работает в помещении с повышенным содержанием паров и температурой. Работает в 1-2 смены. Рабочая поза - положение "стоя".
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Физическая выносливость. Хорошие обоняние и вкус. Умение концентрировать и распределять внимание. Хорошая оперативная и долговременная память, воображение. Организованность. Дисциплинированность. Аккуратность. Честность.
Родственные профессии: бармен, буфетчик, изготовитель пищевых полуфабрикатов, продавец, официант...
Медицинские ограничения: Аллергия на продукты питания. Кожные болезни. Бактерионосительство. Хронические заболевания органов пищеварения, дыхания, опорно-двигательного аппарата. Нервно-психические болезни.
Востребованность специалистов: Высокий уровень спроса на рынке труда.
Карьерный рост: Курсы повышения квалификации. Создание частных кафе, столовой, бара, ресторана... Работа в частных домах.
Квалификация повара определяется по разрядам от 2 до 6.

Кондитер

Содержание деятельности: Кондитер изготавливает изделия из различных видов пищевого сырья (мучного теста, творожной, марципановой массы, кремов, мороженого и пр.) - торты, пирожные, печенье, рулеты, кексы и т.п. Занимается приготовлением начинок, кремов и различных видов теста. По заданной рецептуре приготавливает сырье - замешивает, обминает, раскатывает тесто, взбивает кремы. Изготавливает полуфабрикаты и выпекает их по определенной технологии. Оформляет изделие, используя крем, марципановую массу, шоколад, фрукты и орехи. Проверяет вес готовых изделий. Работает в коллективе из нескольких человек. Основной целью труда кондитера является обработка пищевых продуктов, создание согласно рецептуре и технологии кондитерских изделий, гармонично сочетающих в себе как хорошие вкусовые качества, так и красивый внешний вид.
Кондитер должен знать ассортимент выпускаемых изделий, рецептуры и режимы их приготовления, виды сырья и способы его переработки, способы укладки и украшения кондитерских изделий. В деятельности кондитера можно выделить следующие рабочие операции: ручное перемешивание, перенос, нагревание, взятие проб, отделка и украшение. Типовые элементы деятельности - обработка пищевых продуктов, работа с жидкими веществами и изготовление художественных объектов.
Условия труда: Работает, применяя ручной труд и специальные приспособления, машины, печи. Рабочая поза - стоя. Большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат (руки и позвоночник). Работа в условиях повышенной температуры и влажности.
Интересы: ИЗО. Конструирование. Легкая и пищевая промышленности.
Предпринимательская деятельность.
Области применения: Кондитерские фабрики. Специальные цеха хлебозаводов. Кондитерские цеха ресторанов, кафе, столовых.
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Развитое обоняние, вкус, осязание, цветовая чувствительность, ощущение температуры, наблюдательность, концентрация внимания, координация движений, достаточная физическая сила, выносливость, терпение, кропотливость, аккуратность, опрятность.
Родственные профессии: повар, пекарь, кулинар, технолог (пищевые технологии), дегустатор...
Медицинские ограничения: Аллергия на пищевые продукты. Диабет. Нарушения в работе опорно-двигательной системы (позвоночника, рук). Кожные заболевания. Хронические инфекционные. Вирусоносительство.
Востребованность специалистов: средний уровень спроса на рынке труда.
Возможность продолжения образования, карьерный рост: Курсы повышения квалификации. Организация своего бизнеса. Участие в конкурсах. Появление личного круга клиентов.
Квалификация кондитера определяется по разрядам от 2 до 6.

Федеральные государственные образовательные стандарты

 Положение о стипендии

 

Отделение распо лагаохране труда руководителейИнформация о семинаре председателей